МБОУ СШ №10 города Ярцево Смоленской области имени Героя Советского Союза А.Т.Алтунина
г.Ярцево Смоленская область
  • Точка роста

    Центр образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"

    Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе  МБОУ СШ № 10 создан в  2021 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Он призван обеспечить повышение охвата обучающихся программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологическойнаправленностей с использованием современного оборудования.

    Центры «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов создаются для формирования условий для повышения качества общего образования, в том числе за счет обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, повышения квалификации педагогических работников и расширения практического содержания реализуемых образовательных программ.

    Центр «Точка роста» является частью образовательной среды общеобразовательной организации, на базе которой осуществляется:

    • преподавание учебных предметов из предметных областей «Естественно-научные предметы», «Технология»;
    • внеурочная деятельность для поддержки изучения предметов естественно-научной и технологической направленностей;
    • дополнительное образование детей по программам естественнонаучной и технической направленностей;
    • проведение внеклассных мероприятий для обучающихся;
    • организация образовательных мероприятий, в том числе в дистанционном формате с участием обучающихся из других образовательных организаций.

    Центры «Точка роста» создаются при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/

    Информация о национальном проекте «Образование» на сайте Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/national-project/

    Фотогалерея

    Мероприятия

    2024 -2025 г


    23 января в 14-30 среди учащихся 8-х классов прошла физическая викторина «Юные физики».

    Цели мероприятия: повторение и систематизация знаний учащихся по физике

    Задачи:

    • развить познавательный интерес к предмету;
    • закрепить навыки работы в команде, умение разделять труд и оказывать помощь друг другу;
    • продолжить формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свою точку зрения.

    Конкурсы:

    Конкурс №1 «Физики и лирики». Разгадать кроссворд, слова для которого нужно найти в отрывках литературных произведений.

    Конкурс №2 «Пантомима» Командам  даны листочки, на которых выписаны слова. Представители от каждой команды должны   показать с помощью пантомимы полученное задание, а зрители должны понять, о чем идет речь.

    Конкурс №3 «Напиши слово» Из предложенных букв нужно составить слова, которые широко применяются в физике.

    Конкурс №4 «Кто мощнее?»  Рассчитать мощность человека при подъёме по лестнице с 1-го на 3-й этаж.


    21 ноября на базе центра «Точка роста» учитель физики Кудинова Ю.С. провела мероприятие «ЭкспериментУм» в 7 «Б» классе.

    Целью мероприятия было формирование интереса учащихся к естественно-научным дисциплинам. Данная цель реализовывалась посредством следующих задач: повысить уровень предметных навыков по физике; использовать цифровое оборудование Центра «Точка роста»; вовлекать учащихся в проектную и исследовательскую деятельность; использовать усвоенные знания для решения прaктических задач.

    В начале мероприятия были продемонстрированы возможности использования цифровой лаборатории Releon. Затем обсудили возможные исследования (проекты) с использованием цифрового оборудования. После этого были проведены занимательные эксперименты:

    • «Подняться со стула, не наклоняясь»

    Необходимо сесть ровно, ноги согнуты под прямым углом. Попробовать встать, не меняя положения ног и не наклоняя туловища вперёд. (Сделать невозможно, т.к. нужно смещать центр тяжести)

    • «Возгорание потухшей свечи»

    Зажечь свечу и через несколько секунд потушить её. Поднести горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнёт гореть. (Горящие пары парафина доходят до фитиля и свеча снова начинает гореть)

    • «Свеча гаснет»

    Зажечь свечу. Накрыть прозрачным сосудом. (Без доступа кислорода процесс горения прекращается)

    • «Ракета»

    К шарику прикрепить трубочку с ниткой. Шарик надуть и отпустить.

    Обсудили опыты и объяснили с научной точки зрения.

    В конце мероприятия ребята в группах собирали словосочетания из букв и обьясняли их смысл.


    22.10. на базе центра «Точка Роста» в 5 классах прошла викторина «Наши любимые питомцы».  Целью мероприятия являлось воспитание любви и сострадания к животным, умение заботиться о своих домашних питомцах. В ходе викторины команды 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов показали знание жизни удивительных животных. Игра прошла интересно и увлекательно, борьба шла за каждый балл! В итоге победу одержал 5 «А» класс. Поздравляем ребят!


    На базе центра «Точка роста» проходит цикл уроков «Проектория». Учащиеся знакомятся с различными профессиями: строитель, специалист по эксплуатации и ремонту газового оборудования, дефектоскопист.


    Министерство образования и науки Смоленской области  организовало проведение с 16 по 22 сентября 2024 года мероприятий Всероссийского дня физики.

    День физики – уникальное образовательное событие, приуроченное к Десятилетию науки и технологий. Его цель – повышение мотивации обучающихся к изучению физики и инженерии.

    МБОУ СШ №10 также присоединилась к этому событию. На базе центра «Точка роста» прошли мероприятия  в очном формате для обучающихся 7-9-х классов. Программа мероприятий  затрагивала различные аспекты современных направлений технологии, промышленности и науки и показывала, какое количество образовательных и карьерных возможностей открывается обучающемуся при выборе углубленного изучения физики.

    7В класс прослушал видеолекцию «Физика и мир» кандидата физико-математических наук Колдунова Л.М.

    8»Б» класс изучил тему «Тепловые явления. Температура». Данный материал представила выпускница МФТИ Сиренко Ирена

    8 «А» классу рассказала об электрических явлениях студентка магистратуры МФТИ Солнышко Лидия.

    В 8 «В» классе прошёл онлайн-марафон «Научный антивирус». Учащиеся зарегистрировались,  прослушали цикл видеолекций и затем по QR-коду перешли на квиз-викторину. Ребята отвечали на вопросы и набрали от 50 до 90 баллов.

    В 9 «Б» классе была проведена «Наша игра». Класс был разделён на 3 команды. Каждая команда выбирала категорию и вопрос. По результатам игры победила команда 3 ряда.


    2023 -2024 г.

    Мероприятия

    17 сентября по всей России прошел Всероссийский день физики. Это событие не только объединило тысячи участников из разных уголков страны, но и подарило им уникальную возможность узнать о физике больше, развить свой интерес к этой захватывающей науке.
    17 сентября на площадках университетов, а с 18 по 23 сентября в школах по всей стране очно и дистанционно прошли научно-просветительские мероприятия.
    Наша школа также присоединилась к этой акции.  Учащиеся 6 Б класса прослушали лекцию «Погружение в инжиниринг через соревнования по боям роботов». А учащиеся 9 Б класса узнали, «что значит быть физиком теоретиком»
     

    27 сентября 2023 г. в ЦО «Точка роста»  было проведено мероприятие на тему «Домашние питомцы»,  посвящённое экологической акции «Наши любимые питомцы».  Главной целью являлось расширить кругозор у обучающихся (знания о кошках и о других домашних животных,  природе), прививать любовь к природе и ее обитателям, чувства сочувствия и коллективизма.На мероприятии дети были активны и любознательны, отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки.  Многое  узнали о домашних животных и о их повадках,  жизнедеятельности. Ребята с удовольствием рассказывали о своих домашних питомцах, которые живут в их доме, об их поведении и истории, связанные с ними, а затем написали мини-сочинение о своих любимых  питомцах.

    Очень важно, чтобы приобщение детей к миру животных начиналось как можно раньше, в раннем возрасте, когда закладываются основы отношения к миру, развивается система ценностной ориентации, происходит формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми контактируют.

    5 октября учащиеся 6 Б класса приняли участие во Всероссийском открытом уроке «Инженеры 2.0». Всероссийские открытые уроки — это профориентационные занятия, организованные Министерством просвещения РФ совместно с порталом «ПроеКТОриЯ».

     Перед участниками  выступили представители крупнейших компаний и ведущих вузов России. Урок объединил экспертов крупнейших российских компаний, лучших педагогов страны и мотивированных школьников для решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения.

    12 октября среди учащихся 8-х классов прошла физическая викторина «Умники и умницы». Учащиеся были разделены на две команды.

    Цели мероприятия:

    • повторить и систематизировать знания учащихся по физике, способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
    • закрепить навыки работы в команде, умение разделять труд и оказывать помощь друг другу;
    • продолжить формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свою точку зрения.

    Конкурсы:

    Конкурс №1 «Разминка» К конкурсу заранее подобраны два тела, массы которых известны, и приготовлены два сосуда с яркими разноцветными жидкостями (подкрашенная вода), объемы которых предварительно были измерены. Команды по очереди отвечают на вопросы без подготовки.

    Конкурс №2 «Пантомима» Командам были даны листочки, на которых выписаны слова: архимедова сила и конвекция. Представители от каждой команды должны были  показать с помощью пантомимы полученное задание, а зрители должны понять, о чем идет речь.

    Конкурс №3 «Напиши слово» Из предложенных букв нужно составить слова, которые широко применяются в физике.

    1 команда получает следующие буквы: А Е З К М Н Р У  (мензурка).

    2 команда получает такие буквы: А Д И Е М Р Х (Архимед).

    Конкурс №4 «Вопрос-ответ» Команды отвечают на  следующие вопросы:

    1. Что сильнее притягивает: яблоко Землю или Земля – яблоко?
    2. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?
    3. Можно ли в термосе сохранить мороженое в жаркую погоду?
    4. Греет ли шуба?
    5. Какая величина останется в космосе без изменения: вес или масса тела?
    6. Как лучше охлаждать жидкость: сверху или снизу?
    7. Какой чайник, белый или черный, остынет быстрее?
    8. Куда дует дневной бриз: с моря на сушу или наоборот?

    Конкурс №5 «Объясни опыт» Задача команд – ответить на поставленные вопросы. Проводим опыт со стаканом и блюдцем. Заранее в блюдце налили воду и теперь ее надо собрать, не переливая, в стакан.

    Вопрос: как собрать всю воду из блюдца в стакан? При ответе опирайтесь на знание законов физики.


    10 ноября в рамках проектной деятельности на базе ЦО «Точка роста» прошла защита проектов «Динозавры Юрского периода», в ходе которой обучающиеся 4-х классов представили свои работы.

    Ребята демонстрировали макеты динозавров, поделились интересной информацией, которую они получили в ходе подготовки проектных работ.

    Мероприятие вызвало интерес у обучающихся, способствовало приращению предметных, информационных и исследовательских компетенций.


    На базе центра «Точка роста» 12 и 13 декабря проводился «Лабораторный практикум» предметов естественнонаучного цикла.

     12 декабря учащиеся 9-х классов в кабинете физики исследовали зависимость  температуры от внешних факторов с  датчика температуры цифровой лаборатории Releon. В ходе работы школьники изучали изменение внутренней энергии при трении, измеряли температуру снега, воды, сравнивали с показаниями термометра (температура совпала),  рассчитывали удельную теплоёмкость этих веществ.

    12 декабря учащиеся 8-х классов в кабинете химии проводили исследование: «Существует ли в природе абсолютно чистая вода?» с помощью датчика электропроводности цифровой лаборатории Releon. Учащиеся были разбиты на две группы, в которых проводили исследования электропроводности воды, взятой из различных источников: дистиллированной, водопроводной, родниковой и раствора соли в воде.  На основе полученных результатов был проведён сравнительный анализ и сделан вывод: абсолютно чистую воду получить практически невозможно!

    13 декабря учащиеся 9-10-х классов в кабинете биологии с помощью цифровых микроскопов проводили исследование внутреннего строения цветковых растений. Они  делали срезы корней, стеблей и плодов растений. Опираясь на полученные наблюдения, школьники изготавливали микропрепараты, сравнивали и зарисовывали изображения.


     15 декабря  в 8Б классе в центре «Точка роста» прошло мероприятие «Физический калейдоскоп». Ребятам были показаны  эксперименты и опыты.

    «Радуга»

    В глубокой миске с водой помещалось зеркало и направлялся световой луч. В результате на листе бумаги появлялся спектр.

    «Достать монету из тарелки с водой, не касаясь жидкости»

    В тарелку налили воды, положили монету и зажгли свечку. Через минуту сверху накрыли стаканом. Пламя гаснет, жидкость втянется внутрь стакана и «откроет» монету.

    «Течение жидкости вверх»

    Взяли два стакана. В один налили воду, в другой – растительное масло. На стакан с водой положили картонку, прижали, перевернули и подержали. Далее поставили  стакан с водой на стакан с маслом и немного сдвинули картонку. Масло стало подниматься вверх над водой.

    «Мост из бумаги»

    Лист бумаги положить на два бруска. Он не выдержит вес груза. А если лист сложить «гармошкой», то на него можно положить брусок.

    «Молния»

    Продемонстрировать с помощью электрофорной машины электрический разряд.

    После демонстраций перешли к совместному обсуждению наблюдаемых явлений, опираясь на физические закономерности.


        19 и 22 декабря в рамках проектной деятельности на базе ЦО «Точка роста» прошла защита проектов «Зимующие птицы Смоленской области» и «Помоги зимующим птицам», в ходе которой обучающиеся 2-х и 4-х классов представили свои работы.

        Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников. Через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты. Проект даёт возможность приобщить детей к экологической деятельности, стимулировать развитие их творческого потенциала, повысить мотивацию учебной деятельности, сформировать навыки рациональной организации самостоятельной работы, умение работать со справочной литературой.

        Обучающиеся представили различные продукты проекта:

    1. Кормушки для птиц.

    2. Плакаты «Зимние гости»

    3. Презентации по теме проекта.

    4.Методическая копилка с демонстрационными материалами, объединёнными в книгу «Зимующие птицы Смоленской области».

    При работе над проектом в ходе организованной деятельности по указанной теме

    1. пополнились знания детей о зимующих птицах нашего города (какие птицы прилетали к кормушке, их внешний вид, предпочтения в питании).
    2. дети познакомились с видами кормушек, выбрали самый оптимальный вариант для самостоятельного изготовления. Самостоятельно изготовили кормушки для птиц.
    3. создали книгу «Зимующие птицы Смоленской области».

    В ходе работы над проектом учащиеся проявили любознательность, познавательную активность, творческие и коммуникативные способности. Учащиеся и их родители приняли активное участие в реализации проекта по оказанию помощи птицам зимой.


    12 февраля 2024 г. на базе Центра образования естественно-научной и технологической направленностей  «Точка роста» МБОУ СШ № 10 г. Ярцево прошёл муниципальный «Фестиваль-презентация  моделей роботов».

    На это мероприятие были приглашены обучающиеся общеобразовательных учреждений Ярцевского района, занимающиеся в кружках «Робототехника» на базе ЦО «Точка роста». Приняли участие представители МБОУ СШ № 6, МБОУ СШ № 9, МБОУ СШ № 10, МБОУ «Школа-гимназия» и МБОУ Капыревщинской СШ.

    Целью Фестиваля была популяризация технического моделирования и программирования среди обучающихся общеобразовательных учреждений.

             Команды от каждой школы продемонстрировали работающие модели, сделанные на основе конструкторов, поделились своим опытом, описали проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются. Ребята с большим интересом участвовали в показе своих работ, рассказывали о возможностях конструкторов, с которыми они работают в рамках внеурочной деятельности на базе ЦО «Точка роста». В конце  мероприятия каждой команде вручили сертификаты участника Фестиваля. Наставники команд (руководители кружков «Робототехника») в ходе мероприятия обсудили возможности использования оборудования, способы взаимодействия центров «Точка роста» на базе школ города и района, а также перспективы развития данного направления.


    Экологический праздник

    «Давайте беречь нашу Землю!»

    Учащимися 4-х классов центра образования «Точка роста» в рамках курса «Земля – наш дом» был подготовлен проект экологического праздника «Давайте беречь нашу Землю!», проведенного для младших школьников 27 февраля.

    Цель проекта: привлечь внимание подрастающего поколения к экологическим проблемам и научить находить пути их решения.

    В ходе нескольких занятий курса ребята читали разные литературные произведения о природе. На их основе они выявляли  экологические проблемы и предлагали их решение. При подготовке к празднику ученики самостоятельно выбрали наиболее актуальные.  В занимательной и игровой форме для младших школьников рассказали о том, как нужно себя вести по отношению к природе, чтобы не навредить ей.

     Ребята инсценировали известное произведение В. Бианки «Сова», исполняли песни о природе родного края и читали стихи, разгадывали загадки о животных, составляли все вместе правила поведения в природе. Младшим школьникам очень понравились игры. Ребята узнали о необходимости и важности раздельного сбора мусора. Пробовали самостоятельно справиться с этой задачей, чтобы в дальнейшем можно было бы отправлять перерабатывать мусор на заводы. Закончился праздник весёлым флешмобом со сказочными героями.


    14 марта в рамках проектной деятельности на базе ЦО «Точка роста» прошла защита проектов «Правильное питание», в ходе которой обучающиеся 3А класса представили результаты своей работы, продолжавшейся в течение двух месяцев. В ходе подготовки проекта были проведено анкетирование, дан его анализ и оформлен стенд.

       Также с детьми были просмотрены  короткие обучающие мультфильмы «Азбука здоровья - Правильное питание» - Сборник | Смешарики, «Правильное питание»  от студии «Восторг», Наука для детей «Зачем организму витамины».  Проделаны опыты, которые найдены на канале Nestlé. Здоровые дети, которые позволили в очередной раз убедиться в необходимости мыть руки с мылом, понять, что в составе молока есть,  кроме белков, кальция, витаминов, жиры;  что цитрусовые богаты фруктовыми кислотами и таким важным витамином С.

      Дети побывали на экскурсии в школьной столовой, где смогли побеседовать с Еленой Викторовной, заведующей производством, о том, как должны питаться школьники.

      Были выведены правила здорового питания, на основе которых  была проведена игра «Кто быстрее»:  дети собрали правила, так как они были разрезаны на отдельные слова, оформили для стенда, предварительно организуясь  в группы по 2-3 человека.

    Используя рекламные журналы из магазина «Магнит», другую печатную продукцию, были вырезаны элементы «Пирамиды питания», которую  ребята составили в соответствии со знаниями, полученными в ходе подготовки проекта.

    Очень понравилось детям отгадывать загадки о продуктах питания, блюдах, а также самим придумывать и оформлять их для стенда.

    С большим удовольствием дети готовили сами несложные блюда. В этой работе  помощь оказывали родители: участники проекта совместно с родителями готовили традиционное блюдо своей семьи, а затем доказывали, почему оно является не только вкусным, но и полезным.

    Сами придумывали названия тематических разделов стенда, вырезали, размещали материал, спорили, договаривались, переделывали, радовались результату.


    Команда нашей школы «mс2» (мц-квадрат) в составе Бориско Павла, Дюблова Ильи и Киселева Дмитрия  под руководством учителя физики, руководителя кружка «Робототехника» на базе ЦО «Точка роста» Кудиновой Юлии Сергеевны приняла участие в региональном этапе  Всероссийского профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России», где представила исследовательский, практико-ориентированный проект «Моделирование автоматизированного участка ткацкого производства» с использованием набора: «Конструктор программируемых моделей инженерных систем (на базе Arduino. В ходе работы над проектом обучающиеся посетили Ярцевский городской музей, где познакомились с историей хлопчатобумажного комбината, созданное на базе ХБК предприятие «СТК ПК» и, узнав самую актуальную для ткацкого производства проблему (обрывность нитей), связанную с нарушением температурно-влажностных условий в ткацком помещении, решили создать модель автоматизированного участка ткацкого производства, позволяющую автоматизировать процесс управления влажностью воздуха.

    26.03.2024 состоялась защита проекта на базе «IT-куба» в Смоленске. В своей номинации «Икар-дебют» команда нашей школы стала победителем и получила приглашение на участие во Всероссийском этапе конкурса, который состоится 3-4 мая в г.Челябинске.



    Команда «Мц-квадрат» МБОУ СШ № 10, став победителем регионального этапа              X Всероссийского профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России» в номинации «ИКаР-ДЕБЮТ», представляла  Смоленскую область на Всероссийском этапе, прошедшем 3-4 мая в Челябинске.

    Команда в составе Дмитрия Киселева, Павла Бориско и Ильи Дюблова под руководством учителя физики, руководителя кружка «Робототехника» Юлии Сергеевны Кудиновой представила свой проект «Моделирование автоматизированного участка ткацкого производства» для ООО «СТК ПК», выполненный с применением оборудования ЦО «Точка роста».

    Ребята детально изучили историю предприятия, основанного на базе хлопчатобумажного комбината, познакомились с технологией ткацкого производства, выяснили актуальную проблему, решение которой и стало целью проекта.

    Во всероссийском этапе конкурса «ИКаР» представляли свои проекты 650 участников из 53 регионов России и Республики Беларусь.

    Наша команда стала победителем в номинации «Взаимодействие с предприятием».

    Педагоги

    Афонина Надежда Владимировна.
    учитель начальных классов
    Изобразительное искусство, Литературное чтение, Математика, Русский язык, Технология
    Красноперова Людмила Николаевна.
    учитель начальных классов
    Изобразительное искусство, Литературное чтение, Математика, Русский язык, Технология
    Селезнева Оксана Игоревна.
    учитель начальных классов
    Изобразительное искусство, Литературное чтение, Математика, Основы религиозных культур и светской этики, Русский язык, Технология
    Бодрова Марина Евгеньевна.
    учитель начальных классов
    Изобразительное искусство, Литературное чтение, Математика, Основы религиозных культур и светской этики, Русский язык, Технология
    Шаркина Валентина Павловна.
    учитель русского языка и литературы
    Литература, Русский язык
    Пашина Татьяна Евгеньевна.
    учитель начальных классов
    Изобразительное искусство, Литературное чтение, Математика, Основы религиозных культур и светской этики, Русский язык, Технология
    Орлова Ирина Михайловна.
    учитель русского языка и литературы
    Литература, Русский язык
    Вяткина Елена Викторовна.
    учитель начальных классов
    Изобразительное искусство, Литературное чтение, Математика, Основы религиозных культур и светской этики, Русский язык, Технология
    Ковеченкова Наталья Васильевна.
    учитель начальных классов
    Изобразительное искусство, Литературное чтение, Математика, Основы религиозных культур и светской этики, Русский язык, Технология
    Арсентьева Ирина Ивановна.
    учитель русского языка и литературы
    Литература, Русский язык
    Сергеева Диана Лазаревна.
    учитель информатики и математики
    Информатика, Математика
    Шумилина Светлана Станиславовна.
    учитель физической культуры
    Физическая культура
    Михайлова Наталья Сергеевна.
    учитель начальных классов
    Изобразительное искусство, Литературное чтение, Математика, Основы религиозных культур и светской этики, Русский язык, Технология
    Купреева Татьяна Анатольевна.
    учитель английского языка
    Иностранный язык
    Егоров Вячеслав Анатольевич.
    преподаватель-организатор ОБЗР
    Основы безопасности жизнедеятельности
    Коваленкова Людмила Николаевна.
    учитель русского языка и литературы
    Литература, Русский язык
    Иванова Марина Владимировна.
    учитель математики
    Алгебра, Геометрия
    Ковалева Вера Петровна.
    учитель начальных классов
    Изобразительное искусство, Литературное чтение, Математика, Основы религиозных культур и светской этики, Русский язык, Технология
    Шулякова Мария Михайловна.
    Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель математики
    Алгебра, Геометрия
    Дарнотук Елена Викторовна.
    учитель географии
    География

    Обратная связь

    Свяжитесь с нами удобным Вам способом

    Телефоны: 5-05-30, 5-18-58, 5-16-78

    Электрнная почта: qri@yandex.ru

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie